Ето въпросното писмо, което написах току-що и го изпратих на моя украински партньор; а за какво по-точно става дума можете да разберете ето тук: "Антисистемни" терзания по повод институционализирането на международното многоезично издание на сп. ИДЕИ:
Здравствуйте, дорогой Константин,
Вы поставили слишком важный и очень трудный для меня вопрос. Я Вас полностью понимаю и не могу упрекать Вас или возражать, этот вопрос неизбежно возник бы, чем раньше возник, тем лучше. Это разумный и необходимый вопрос, который нельзя не поставить. Я пока еще однако не могу на него ответить. Не хочу ответить Вам так, как мне хотелось бы, чтобы не сделать ошибку; а мне хотелось бы ответить так: я не верю, что официалные болгарские научние институций поймут и примут наше предложение, нашу инициативу; точнее сказать, я верю, что не примут и не поймут. Не хочу так ответить, а хочу сначала проверить, консультироваться, узнать мнение понимающих извнутри ситуацию в Болгарской академии наук, и потом Вам, когда все узнаю, ответить.
То, что знаю, это то, что я сам, как личность, не гожусь сделать это дело, оно мне не по силам. Я "антисистемный елемент" и меня система никогда не примет. И не простить. Даже если каятся, не простить. Я ее обидел слишком. Это точно. Но другой человек мог бы все это сделать, именно официализировать международное научное издание; оно необязятельно быть к ИДЕЯМ. Может быть и самостоятельно. (Это тоже вариант.) Если найти такого человека, которому можно иметь доверие и кто все это сделает, я напишу. Я имею ввиду кто-то, но мне надо поговорить с ним. И потом напишу. Постараюсь что сделаю все это в недолгом периоде времени, скажем, за неделю.
Я сожалею, что реагирую слишком драматично, но почему так делаю - это сложный вопрос. И много надо писать чтобы объяснить. Ситуация сложная. Много диллем надо решать. Нравственных тоже. Прежде всего таких. И таких, что касают общекултурную ситуацию у нас, и не только у нас, в Болгарии, а и вообще. То, что мы попытались сделать с журнале ИДЕИ всущности аномалия, инцидент, скандально: в нашем времени таких вещей нельзя существовать, они вне рамках принятой культуре, они сумасшедшие. "Сократов", "Платонов", "Диогенов" и прочие в нашем времени не может быть, их время давно прошло. Они в нашем времени видимо воспринимаются как сумасшедшие. На них смотрят с сожалением. Как на больных людей. Я точно знаю, что это так. К сожалению, это точно так.
Мне однако не хочется, чтобы журнал ИДЕИ и, вернее, его идея, умерла так бесславно. Знаю, что дела идут к этому, но сопротивлаюсь изо всех сил. Система сделала все чтобы задушить и убить журнал. Имею ввиду систему вообще, а не специально научную систему. Ему не дают дышать. Его держать за горло. Его топтают ногами. Только что не расстреляли пока, но и этого может случится. Он, журнал ИДЕИ, мешает, кажеся, всем. Ето не выносят. Пока делают вид что не замечают и надеются, что таким образом еффективнее убивают его. Я знаю, что его убьют. Не знаю когда точно, только это.
Надеюсь что не испугаю Вас этими рассуждениями. Надеюсь, что Ваши сотрудники не объявили меня за сумасшедшим и уже не советуют Вас: дальше этого человека, он Вас дискредитирует, потому что не в своем уме. Возможно некоторые уже так думают. Пока только думают, не говорят, но скоро скажут. Может быть "доброжелатели" уже написали Вам (или Вашим начальством) милые письма, уведомляя, что Ангел Грънчаров очень плохой человек, при том сумасшедший, так что не надо с ним даже общаться. Все возможно случится в нашей, в болгарской нравственой, с извинением, действительности. Да, в этом отношений у нас невозможных вещей нет. У нас подлецов много, увы, слишком много...
Вы философ и все это сам понимаете. Нет смысла вам все это объяснять. Я знаю, что Вы все это прекрасно сам понимаете. Так что не надо было писать все эти вещи именно Вам. Но написал. Чтобы на сердце стало легче.
Пришли к тому моменту, о котором я так боялся. Ожидал, что придем к нему, надеялся, что эти вопросы появятся когда уже сделали что-то в реализации нашем проекте. Скажем, когда уже вышли несколько номеров. Но не было суждено так. Я Вас слишком понимаю и ничем не осуждаю. Все так должно и быть. Дела слишком сложные, ситуация... безнадеждная. Плохо.
Журнал ИДЕИ по своем замыслу, по своей идеи существует ВНЕ научной системы Болгарии. Он альтернатива. Он не вмещивается (есть такое слово вообще в русском?!) в установившемся статукво болгарской научной системы, он в корне противоречит ее сути. Международное многоязычное научное приложение к ИДЕЯМ по своем замыслу должно быть "системный продукт", быть носителем духа установившейся научно-академической системы - в рамках представлений научной общности о том, что является наука и, в частности, философия. Трудно "революционизировать" систему так, чтобы ее уничтожить, будучи внутри ее. Вернее, она тебе уничтожит, чем ты ее. Она сильная. Ее все по силах. Она может все. Этого не изменить.
Я даже часто спрашивал себя: а что, скажем, если сам Сократ, или Платон (это все равно) вдруг... воскрес и... явился на конкурсе, скажем, для аспиранта или докторанта? Сократ - кандидат для присвоения должности и звания "кандидата философских наук", как Вам на это смотрится? Или Платон - кандидат на должности "академика"? Он, основатель Академии, вдруг, после 24 веков "културного развития", кандидатстует войти в учреждение, на котором сам поставил краеугольный камень. Что получится ли? Все известно, благодаря... Достоевского. Он все описал прекрасно: в "Легенде о Великом Инквизиторе". То, что случилось там с самим Богом, то и получится с Сократом и Платоном если оба вдруг воскресли и решили попробовать стать... академиками. Или докторами философии. Я не уверен, что Сократ или Платон смогли бы написать и защитить ваковскую дисертацию. У нас это учреждение тоже называется ВАК-ом. Советская научная система была введена в Болгарии вместе с коммунизмом. Она существует до сих пор в неизменном виде. Ее только модифицировали - чтобы она им удобнее служила. Я потому и не верю, что Болгарская академия наук примет, одобрить или будет участвовать в создание научного издания к журналу ИДЕИ. Не могу это представить, но посмотрим. Этим, разумеется, не хочу сказать, что я сам себя ассоциирую с... Сократом или, опази Боже, с... Платоном!
Я Вам напишу когда узнаю мнение сведующих людей из БАН. Простите, че увлекся и написал все это. Мне даже стыдно теперь что все это написал. Очень стыдно. Якобы я не мужчина, а... ребенок какой то! Который плачет что ему отнимут любимую игрушку. Стыдно мне. Очень...
Всего доброго!
С сердечным уважением: Ангел
Търсете по книжарниците забележителната книга на философа Ангел Грънчаров ТАЙНСТВОТО НА ЖИВОТА: Въведение в практическата философия, изд. ИЗТОК-ЗАПАД, 2006 г., разм. 20/14 см., мека подвързия, ISBN-13: 978-954-321-246-0, ISBN-10: 954-321-246-5, 317 стр., 10.00 лв. Авторът тръгва от простия факт, че човекът е живот, че ние сме живи и влюбени в живота същества, от което следва, че по никой начин не бива да му изневеряваме: да си мислим, че сме “нещо повече от това”, че сме “нещо повече от него”. Но човекът е и разбиращо същество, което значи, че не се задоволява с “простата даденост” на непосредствения живот, а непрекъснато търси смисъла, неговата ценност за нас самите. Оказва се, че ние живеем като че ли само затова непрекъснато да търсим себе си, което, от друга страна погледнато, означава, че постигаме себе си само когато свободно “правим” себе си, своето бъдеще, а значи и съдбата си. Пътят на живота у човека изцяло съвпада с пътуването към самия себе си, от което не можем да се откажем...
Няма коментари:
Публикуване на коментар