вторник, 8 октомври 2013 г.

Из битието на един български философ: без капчица жалост искат да убият моята свобода!

Получих интересно писмо от моя украински приятел и сътрудник по издаването на международното научно-теоретично приложение на списание ИДЕИ г-н Константин Райда, професор от техния Институт по философия към Академията на науките на Украйна. Решавам да публикувам неговото писмо и моя отговор до него, защото ми се иска да бъдат документирани тия отношения, намекващи за духовната ситуация, в която живеем; пък и в самото списание ИДЕИ - тия дни трябва да започвам работата по съставянето на новата, последна за тази година книжка на списанието - имаме рубрика, наречена "Редакторски вълнения", в която редовно отпечатвам всичко онова, което касае по някакъв начин историята на нашето издание; ето какво си казахме с г-н Райда тия дни:

Здравствуйте, дорогой Ангел! Вот отпустили на выходные из клиники домой. Немного отдохнуть от лечения. Посмотрел фейсбук, Ваши прекрасные фотки. Стамбул, Барселона и Париж тоже мои любимые города. Очевидно одинаковых по духу людей провидение направляет и в одинаковые пространственные измерения. Это интересно.

Что касается Вашей диссертации, то председатель Совета по религиоведению ее отклонил. Сказал, что там только несколько страниц, касающихся теории религиоведения. Поэтому я ее отослал в Полтаву, П.А.Кравченко, который является членом одного из спецсоветов по истории философии. Подождем, пока он прочтет текст. Прочел и Ваше сообщение о финансовых обстоятельствах дальнейшего выхода в свет "ИДЕЙ". О студентах и Хайдеггере на обложке. Все Вы воспринимаете и пишете правильно. Но так, как это воспринимают люди нашего поколения. А мир не стоит на месте. И молодежь сейчас совсем другая, и ценности у нее не такие как у нас, и устремления, и мир иной.

Мне иногда кажется, что живу уже в далеком прошлом. Хотя сейчас буквально за 5 - 10 лет происходят такие изменения и в сознании и в отношениях людей, что за всем этим трудно угнаться, ухватить и быть "на волне". Хотя, возможно, этого и не стоит делать. Нужно просто бороться за общечеловеческие, общегуманистические ценности. Но это, конечно, лирика. А жизнь реальна и реальна прежде всего в денежном эквиваленте нашего времени, возможностей и оценке "общественной стоимости" нашей персональной жизни.

Посмотрите в интернете, пожалуйста, в этой связи питерский теоретический журнал "Credo new". Наша Анна напечаталась там в последнем номере. Там интересная практика издательской деятельности. Сначала они печатают все он-лайн бесплатно, а потом предлагают автору получить печатный вариант журнала за определенную цену, по-моему за 20 $. Но мы будем продолжать "Приложение" в печатном и он-лайновском варианте. Во втором номере "Приложения" усилим редколлегию, за счет специалистов из Японии, Чехии, Дании, Словакии, и возможно, РОссии, внедрим практику правоотношений с интеллектуальной собственностью, и улучшим исходные библиографические параметры, а потом сразу подадим на регистрацию в наукометрические базы. У нас сейчас с "ПРиложением" как я и предполагал, возникли сложности по части его признания бюрократическими структурами и мы начали отстаивать свои позиции. Думаю, что нам удастся это сделать.

Еще один вопрос. Напишите мне, пожалуйста, дорогой наш друг, остались ли у Вас экземпляры "Приложения" и есть ли у Вас на почте такая услуга по пересылке в соответствии с которой Вы могли бы отправить нам 5 экземпляров журнала, а мы - при получении оплатить и пересылку и саму стоимость журналов. Думаю, что нам стоит с Вами ни смотря ни на что и в меру своих сил все же продолжать борьбу за наши идеалы.

Напишите мне, пожалуйста, и то, как у Вас обстоят дела на работе, как Ваша малоуважаемая директорша, как дела с судебным иском и т.д. На этом буду заканчивать свои послание, желаю Вам здоровья, уверенности и силы духа, искренне Ваш, К.Р.

Здравствуйте, догорой друг Константин,

Спасибо за письмо, мне очень приятно пообщатся, побеседовать с Вами, узнать Ваши рассуждения! Я рад, что Вы посещаете мой блог, что Вам понравились те же фотки, которые я положил в блоге несколько дней назад; очень интересно, что мы с Вами любим одни и те же города и места, это очень многое показывает.

Относительно диссертации я думал Вам написать, что она к религиознанию не имеет какое-то особое отношение, так что правильно ее отклонили; к истории философии она, кажется, тоже не имеет прямое отношение, но все таки можно принять, что имеет все таки какое-то отношение. Я ее отношу к таким отраслям философии как, скажем, философские проблемы духовной культуры, понимания сути самой духовности, в известном смысле к проблемам онтологии, ибо так называемая духовная реальность также имеет особый онтологический статус и моя диссертация обсуждает и исследует ее специфику. Ну, посмотрим, может быть мне придется на этих лет поработать и написать новую диссертацию, мне очень интересна актуальная тема о способах, о методологических проблемах преподавания гуманитарного и в частности философского знания, о том как надо в современной жизни сделать так, чтобы философия стала ближе с сознаниям людей и так далее. Я даже имел намерение писать такую диссертацию, даже начал ее, ну, а потом оказалось, что вышла книга, а не диссертация; я не знаю как перевести ее заглавие на русском, перевожу его буквально: "Мы не кирпичи в стене!" (и она имеет также и второе заглавие: "О освобождающем образовании"). Так что подозреваю, что мою старую диссертацию и в Украине нельзя защитить, видимо такова ее судьба.

Я с Вами согласен, когда Вы толкуете о современной молодежи в свази с тем, что я писал, именно, что в книжном магазине в одном из основных болгарских университов никто, НИКТО не поймал в руках журнал ИДЕИ с портретом Хайдегера на обложке. Но всущности такова и идея образования вообще: приобщать молодых людей к некоторым общечеловеческим и гуманитарным ценностям философии и культуре, и если эту свою задачу образование не выполняет, это уже очень плохо. Я все это понимаю как развал, декаданс вообще културы в современной Болгарии, потому что у нас все эти студенты очень любят одну другую "культуру", она всущности антикултура, "культура невежества", "культура антидуховности", а у нас говорят и употребляют одно очень выразительное слово, это слово "простащина", по болгарски "простак" это совсем не то, что русские понимают, простак это наглый игнорант, который ничем духовным не интересуется, а ему нравится только антидуховное, в том числе и подобающая пошлая "музыка"; такой именно в руках никогда не держит книгу или, опази Боже, философский журнал, потому что ему все будут смеятся, а он хочет выглядит достолепным в своей антикультуре. Очень мне трудно выразит этот человеческий и модернистичный тип, он однако слишком распространен в Българии, в современной Болгарии. Вот такая у нас ситуация, очень плохо, надо работать хоть немного ее изменить. Развал културы невероятный, просто не верится, что все это вообще возможно, но, увы, все это так, а человеческий ум немеет, не может все это понять.

Спасибо за информацию о журнале "Credo new", я начал его рассматривать, мне очень интересно как они там все делают. Может быть такое и будущее журналов, не знаю. Мне однако кажется, что "новое поколение", которые не читает бумажные книги и журналы, и онлайн-книги и журналы не будет читать, а только их будет рассматривать и листать, ничего большего. Но тот текст, который лично для тебя интересен, его уже можно и напечатать, принтировать, такое, кажется, будущее. Но какие-то общности, скажем, человеческая общность почитателей духовности, может иметь и свой журнал; не знаю что будет. Но мне кажется, что все то, что мы начали делать совместно о нашем международном научно-теоретическом приложении, надо продолжать, посмотрим что получится; надо работать, я в свои годы хотя этого понял, работать это главное, а все остальное это уже пустяки, что то лишнее. Работа однако имеет смысла. Пусть и другие не понимают, пусть смеются, хорошо однако когда человек работает и вершит свое дело. Кажется, для того и дана нам жизнь.

Вы спрашиваете остались ли некоторые экземпляры "Приложения", чтобы их Вам отправить; да, остались несколько экземпляров, 3-4 штуки, я их могу отправить в ближайшие дни. Только напишите мне адрес, на котором отправить. Если надо еще журналов, я могу заказать еще, чтобы снова их отпечатать, есть такая возможность. Так что посмотрите сколько еще надо, я могу их заказать и за неделю их отпечатают. Чтобы потом не оказалось, что надо еще, потому. А теперь у меня, кажется, только 4 штук, одну хочу иметь я.

А что относится моих проблемах с бюрократами в образовании, которые меня судят, ситуация такая. Адвокаты, с которыми я разговаривал, в общем меня советуют чтобы, така сказать, "откупится", заплатить "обиженной особе" те деньги, которые она с меня хочет, и таким образом суд не будет; а если будет, если она меня осудит, то это означает, что я как судимый, больше не могу работать как преподавателем философии и возпитателем молодежи; и это, очевидно, ее цель, таков замысел; таким образом этот судебный процесс ведется против моей свободы слова, они хотят лишить меня право преподавать, другим словом сказано, хотят меня уничтожит как философа, ибо, как известно, без свободы слова философ не может быть философом. Также и напуганный философ уже не философ. Я этого однако не могу допустить.

Теперь у меня такая альтернатива: либо "откупится" деньгами, чтобы, с одной стороны, сохранить себе время и здоровья, но это в моральном смысле укоримо, потому что я буду платить деньги Бог весть за что, либо отказаться платить этим особам деньги, тогда будет суд, и я тогда либо потеряю все, либо все выиграю, примерно, буду защитить свое суверенное право писать и говорить то, что я думаю. Но это дело, этот процесс отнимет мне много времени и сил, и я не знаю потом буду ли уже иметь времени и сил, чтобы воспользоватся этим своим правом писать и говорить что думаю. В обоих случаях я проиграю, кажется. В обоих случаях бюрократов выиграют и в обоих случаях они в конечном счете меня будут уничтожить. И без капельки жалости убьют мою свободу. Вот такие дела. Хочетсь однако хоть свое достойнство спасти. Не хочется выглядеть как напуганное животное. Хочется остатся человеком. И философом. Ужасная ситуация! Просто не знаю что делать. Настоящий кошмарь!

Я на известное время откладываю снова все дело, потому что мне дали еще два месяца больнычные, отпуск по болезни. Потом увидим. Хотя суд требует теперь специальный документ, в котором написано, что врачи мне запрещают являтся в суд, по состоянии здоровья. Посмотрим что скажут врачи и напишут ли они мне такой документ. Значить выходит, что раз человек больной, но его тоже можно судить, мучить и издеваться над ним, это уже абсурдно; но в Болгарии много абсурдов, неслучайно сам народ уже называет свою страну "АБСУРДИСТАНОМ", это новое имя Болгарии, если не знали, вот, я Вас извещаю об этом. Такие дела у нас. Иначе я здоровьем, кажется, хорошо, но у меня уже нет сил писать более серьезных текстов, очень хочется отдыхать, просто нет сил.

На это и заканчиваю свое письмо, желаю Вам и Ваших самых близких людей здоровья, счастья, удачи!

С уважением: искренне Ваш Ангел

Търсете по книжарниците забележителната книга на философа Ангел Грънчаров ПРЕСЛЕДВАНЕ НА ВРЕМЕТО: Изкуството на свободата, изд. A&G, 2003 г., разм. 21,5/14,5 см., мека подвързия, ISBN 954-8945-88-6, 280 стр., 8.00 лв. Книгата говори за “нещо”, което е близко на всеки един от нас: времето. Тя се опитва да ни насочи към чисто човешкото в него, към неговата ценност за човека. Това, че времето не ни е чуждо и ни изглежда “добре познато”, съвсем не означава, че го разбираме. Нашето предварително познание за времето не навлиза в неговите дълбини, а само докосва повърхността, най-бледата му външност. Съзнанието за време го приема за факт, с който трябва да се “съобразяваме”, но не отива по-нататък и не се задълбочава в неговата тайна. Когато обаче ни запитат А що е време?, почти нищо не можем да кажем: мълчанието е нашият отговор. Тази необичайна и изненадващо понятна философска книга “поглежда” в скритото “зад” мълчанието ни – за времето, живота, свободата.

Няма коментари:

Публикуване на коментар

Всички досега излезли книжки на списание ИДЕИ