понеделник, 21 октомври 2013 г.

Аз не така си представях европейска България: за нея още много трябва да се борим!

Вчера получих писмо от моя украински приятел и главен сътрудник в издаването на международното научно-тахническо приложение на философското списание ИДЕИ, г-н Константин Райда; отговорих му току-що; понеже в нашата кореспонденция засягаме въпроси, имащи общ, принципен и дори граждански, човешки смисъл, та затова решавам и този път да публикувам какво си казахме в тия писма. Ще ми се да останат някакви следи от онова, което преживяваме, всеки на своето си място, ситуацията, в която се намираме, е толкова трудна, объркана, чудата даже, но пък един ден, като всичко отмине, ще бъде, предполагам, интересно да се знае и да се види какво сме преживели, как сме реагирали в тия жизнени обстоятелства, как сме се лутали, как сме си блъскали главите в разни стени, ала все пак не сме допуснали да се опозорим; ето затова публикувам тия писма:

Здравствуйте, дорогой Ангел!

... Но ближе у нашим делам. Не помню писал ли Вам о том, что в национальном главном университете человек, который отвечает за прием документов соискателей на ученые степени по всем специализированным советам университета отказалась признавать правомочность публикации аспирантов в нашем журнале. Поэтому пришлось отстаивать свои позиции, обращаться в Министерство и т.д. Нам удалось доказать свою правоту, но только частично. К моему глубокому сожалению, мы получили разрешение печатать ваковские статьи в "Приложении..." только по философским наукам. Такие бюрократические игры, такова наша жизнь и реальность, в которой мы должны жить... Но ничего, думаю, будем бороться дальше...

Подготовим второй выпуск, уже без политологов, усилим редколлегию, улучшим качество и попробуем зарегистрировать журнал в международной наукометрической базе. Тогда нам сам черт будет не страшен. Что касается Вашей работы, дорогой Ангел, то по истории философии наши друзья предпочли ей не заниматься, Вы правильно определили ее специализацию как онтологическую. Я в свою очередь попросил Сергея, чтобы он отнес текст работы в совет по философской антропологии. Подождем реакции оттуда. О Вашей аспирантуре мне нужно говорить лично с директором, и я попаду в Институт, очевидно, только во второй половине ноября. Такова пока наша ситуация.

Как Ваши дела? Как министерская комиссия? Как здоровье и состояние духа? Пишите. Часто думаю о Вас и переживаю, хотя это мало чем может помочь в Вашей ситуации. Но будем надеяться на лучшее и на Божье провидение.

Остаюсь искренне Ваш, с уважением, К.Р.

Здравствуйте, дорогой Константин,

Спасибо за письмо, оно меня обрадовало, хотя Вы мне пишете о вещей, которые очень неприятные; но всущности, очень ожидаемые, я так и полагал: без борьбы ничего не постичь. Я не знал, что у вас, авторов научно-теоретического приложения ИДЕИ такие проблемы, а впервые о том узнаю; Вы мне до сих пор не писали об этом. Мне очень жаль, что так получилось, что не признают публикации, что понадобилось боротся; повидимому, бюрократия, бюрократическая система и в вашу страну такая же, как и у нас; у нее одни и те же нравы, менталитет; ну, придется с ней боротся. Я только одно не могу понять: какая же разница, мы все сделали как надо, согласно международным критериям и нормам научной жизни, все сделали как и должно быть, и вот, вдруг не признают! Хотя, конечно, все это можно понять: не признают, потому что мы сделали что-то новое, что показали инициативу, что мы поступили свободно, а, очевидно, бюрократия именно это не любит, она не любит свободу, инициативу, иновациях, не любит и ненавидит личностное отношение. Она принимает только то, что она соорудила, все, что является плодом ее мертворожденной системы. Потому и не принимает то, что мы сделали, и она, всущности, и этого не может принят, потому чо если примет, то она тогда примет свой смертный приговор. Вот поэтому и не принимает. И не может принят. Ели примет, то это означает, что она примет свободу, а свобода губительна для тех отношения, на которых она покоится. Потому и не принимает. Все разумно, все как и должно быть, не надо ничем удивлятся.

А иначе жаль. Но мы должны не отказыватся, мы должны боротся и доказывать свое право на свободу, на инициативу, на творчество в конечном счете. Потому что если и от этого откажемся, тогда возникнет вопрос: а почему тогда вообще существовать? В борьбе за отстаивания своей свободы мы всущности отстаиваем свою личность, потому без свободы теряется весь смысл существования для человека. Так что будем работать, я не намерен отказыватся, уверен, что и Вы о себе скажете то же самое.

Я позволил бы себе сделать аналогию, хотя она чуресчур произвольная; я не хочу себя сравнивать с Сартром, но почему не сравнить журнал ИДЕИ с его журналом Les Temps modernes (Модерные времена). И что Вы скажете, если, допустим, французкая научная бюрокрация тогда отказалась "признавать" публикации в Les Temps modernes?! Ну, это смешно. Через время так будет смешно и за то, что теперь делает болгарская или украинская бюрократия. Ну, если смешно, тогда и будем смеятся; говорят, что смех поправляет здоровья! Смех изцеляет и лечит из... глупости!

А о моей диссертации что Вам сказать? Прошу не страдать если ничего не получится; не надо слишком настаивать о том, чтобы куда-то ее приняли; я всущности уже давно в этом отношении, так сказать отказался иметь какие то аспирации и иллюзий; мне не хочется боротся за какое-то формальное признание со стороны существующей научной системы. Мне так, всущности, и лучше. В молодых годах, я Вам не знаю говорил ли это, я работал 7 лет как асистента философии в Пловдивском университете. Многое тогда пережил. Я знаю что эта система представляет извнутри. Меня она ничем не привлекает. Наоборот, ее внутренные отношения меня отвращают. Мне так как философа лучше: у меня самое драгоценное, у меня свобода. Свобода мне хватает. Титулы разные мне не нужны. Просто глупо к ним стремится. А и если буду к ним стремится, то это означает в некотором смысле отказатся от самого себя. Изменить себе. Так что, прошу извинить меня, но я Вас прошу не настаивать о диссертации. Не надо о ней вести новую битву. Нет смысла. Все хорошо и так. Все нормально. Пройдет время и окажется, что все так и должно быть. Тогда все поймут это.

Вы меня спрашиваете как мои дела. Пока ничего в этом отношении нет. Министерская комиссия не знаю приехала ли, меня об этом никто не сообщил. Конечно, администраторы не скажут, они любят тайну. Они боятся открытости. Так что не скажут когда приехала, конечно. Формально и не должны сказать, потому что я в отпуске, на работаю пока еще. Я буду пока еще 1 месяц в отпуске. Через неделю начинается суд, это судебное дело, о том, что администраторша мне обиделась, потому что я позволил себе написать в своей книге что думаю о ее поведении. Она мне обиделась за то, что я позволил сказать что-то, что ей не понравилось. Наши администраторы, повидимому, думают, что о них надо говорить только лестниые и милые слова. И даже никак не надо критиковать. Этот судебный процесс всущности против моего конституционного право на мнение, на свободное выражение мысли. И я его буду вести, мне интересно что получится. Хочется понять можно ли днешное время наказывать человека, в случае философа, за то, что он свободно сказал что думает. Если свобода у нас грех и преступление, если суд так примет, ну, это очень интересно. Посмотрим тогда что мне надо делать если определят меня как "преступника" только за то, что в своя книгу написал что я думаю. Я от своего право на свободное выражения своей мисли не откажусь. Пусть меня наказывают. Я буду писать что я думаю до тех пор, пока моя рука вообще движется.

Вот такие дела у нас, в "европейской" Болгарии. Такое со мной не получилось даже в коммунистической Болгарии. Я делаю эту констатацию, которая однако вообще не означает, что предпочитаю коммунизма; нет, я его ненавижу больше всего остального. Я не так представляю европейскую Болгарию. О ней нас теперь надо много еще боротся. Такова, кажется, жизнь: без борьбы ничего хорошее не появится, не случится. Европейская Болгария когда-то все таки появится. Я верю в это. И от этого не отказываюсь.

Простите, что так патетично Вам о всем это пишу, но я такой человек, я так все эти вещи чувствую. И от своих же чувств не стыжусь.

Ну, пока, всего Вам доброго, желаю Вам скоро поправится от гриппа, и вообще быть здоровым, Вы и Ваших самых близких людей, это самое главное!

С уважением: Ваш друг Ангел

ДОПЪЛНЕНИЕ: Нещо смешно да кажа, което ми се случи току-що, та да разведря малко обстановката след този толкова мрачен философски текст; като подготвях тази публикация: като реших да търся подходяща снимка за нея, ми хрумна да потърся в търсачката снимка на г-н Райда, ето, написах там "Константин Райда", и знаете ли какви купища от снимки се появиха? Не знаете, не се сещате, ето, ще ви кажа аз: появиха се купища снимки на чалга певците Константин и... Райна! :-) Така възприела всичко американската търсачка! И нито една снимка на философа Константин Райда не се появи! Български родни чудесии са това, нали? Хайде, наздраве да са ни! Хубав ден на всички!

Абонирайте се! Подкрепете свободната мисъл и свободното слово в България тъкмо когато те са в страшна немилост!  (Забележка: Можете да получавате броевете на в-к ГРАЖДАНИНЪ за 2011 г. ако пишете на имейл angeligdb [@] abv.bg)

Няма коментари:

Публикуване на коментар

Всички досега излезли книжки на списание ИДЕИ