четвъртък, 13 февруари 2014 г.

За съдбата на философа-свободолюбец в условията на посткомунистическата "научна система"



Получил съм тази нощ писмо (имейл) от моя украински приятел професор Constantine Raida, с когото от няколко години заедно работим по издаване на международното многоезично научно-теоретично издание на философското списание ИДЕИ. Пише ми, че новата книжка на списанието вече е пристигнала в Киев, в техния Институт по философия - и че ще бъде раздадена тия дни на авторите - и на философите от Института, които са пожелали да имат този брой на списанието. Пише ми също и относно това какво предстои да стане по една наша идея, именно, на стари години да ида да защитя дисертация в Киев, а също и така за едно мое обещание да напиша статия за Киркегор, която да излезе в техен сборник, посветен на 200-годишнинаната от рождението му.

Ето все пак текста на писмото му, а по-долу можете да прочетете и моя отговор до него, в който разсъждавам за сложилата се ситуация около тази моя доста позакъсняла защита; публикувам тия неща не за да се правя на интересен или важен, а защото в моя частен случай е много възможно да се съдържа и един по-значим смисъл: за това как научната система, наследена от социализмо-комунизма, много трудно може да приеме своенравни индивиди като моя милост, които имат манията да обичат прекалено силно свободата (и други значими моменти могат да се открият в този мой изразителен частен случай, които сега не ща да изтъквам, та затова дръзвам да публикувам тия писма); ето ги:

Относно: О жизни, До: Ангел Грънчаров, Изпратено на: Сряда, 2014, Февруари 12 23:42:31 EET

Здравствуйте, дорогой Ангел! Сегодня, наконец-то, получили очередной выпуск. Спасибо Вам за Ваши труды и старания. Слава Богу, все пока движется в нужном нам направлении. Я его еще в руках не держал. Завтра будут раздавать авторам, которые живут в Киеве. В пятницу мне назначили встречу в спец. совете по поводу защиты, так что вечером созвонимся с Вами по скайпу, и я сообщу Вам о том, каков будет процесс защиты, условия, необходимые требования и т.д. Думаю, что учитывая Вашу ситуацию на работе, нам нужно было бы обязательно осуществить эту защиту, т.к. по моему мнению, это будет самым лучшим доказательством неправых и неправильных действий администрации Вашей гимназии по отношению к Вам. Получается ли у Вас статья о Кьеркегоре? Если она выйдет более менее приличной, мы ее напечатаем в нескольких солидных и нужных для защиты изданиях. С уважением, К.Р.

Здравствуйте, дорогой Константин,

Я очень рад, что получили журнал; надеюсь, что он понравится авторам, а также и Вам, Сергею тоже. Надеюсь, что получился прилично, хотя пришлось делать его в спешке. В следующий раз надо начинать его заранее чтобы не спешить так много.

Я очень Вам благодарен за то, что делаете насчет защиты. Хорошо все таки проинформироваться. Для меня очень важно на каком языке мне надо приготовливать текст диссертации, если на русском, мне тогда надо много работать по переводу, тогда и лучше по моему начинать ее заново писать, будет легче. Тогда и придется писать совершенно новую диссертацию. А у меня к сожалению нет времени и спокойствия чтобы делать все это. Так что проблема большая. Если можно представить текст на болгарском языке, тогда будет очень трудно рецензентам, так что не знаю как решить эту проблему.

О статье о Кьеркегоре. Я много раз начинал ее, но из-за нехватки времени и спокойствия ничего почти не написал. Я сомневаюсь что выдет что-то приличное. Я Вам писал, что большие отрывки диссертации у меня уже отпечатанные, проблема в том, что это было много лет тому назад; а некоторые вышли в авторитетных за свое время журналов. Примерно в единственном тогда журнале к Академии наук, журнале "Философская мысль". Но много лет прошло. Это тоже проблема. Если надо новых публикации, тогда все таки лучше начинать писать совершенно новую диссертацию. С другой стороны если только доказать кому-то на работе, что у меня диссертация, такие люди этим не впечатлятся; их ничем не убедить - потому что они меня ненавидят. А ненавидят потому что я все таки что собой представляю, так кажется, так и объяснима их ненависть. Если я буду получить титул "доктора философии" это только увеличить их ненависть. Эфект будет обратным, бумеранговым (я не уверен, что такое слово на русском вообще есть?). Так что в конечном счете смысл теряется делать диссертацию только из-за таких людей, доказывать им что-то и прочие.


Иногда задумываюсь и над этим: а может быть моя судьба все таки такая - не иметь научные титулы? Может быть неслучайно то, что я все таки не защитился, хотя и много раз пробовал (хотя и не так твердо). Я все таки этого и не так сильно хотел - это тоже неслучайно. Если сильно хотел и если был готов сделать некоторые жертвы, конечно, что получилось бы. Иногда думаю и об этом: все таки научный титул (если я его получу все таки) может быть будет измена моей сути как философа? И тогда получится то, что можно назвать словом "эклектика", на болгарском говорим "безвкусица"; не иметь вкуса, сочетать несочетаемое? А не лучше ли быть все таки самим собой, быть более органичным человеком и личностью, не противоречить самим собой, не отказываться от себя? И не изменять своей судьбой? И так часто думаю, всущности не так часто, потому что эта проблема меня, честно говоря, уже почти не волнует.

Прошу меня понять и не осуждать за то, что пишу. Я все таки Вам благодарен за то, что сделали для меня в этом отношении. Хорошо чтобы информироватся, но я себя знаю что не готов отдать скажем два-три года на такую работу чтобы получить титул. Просто мне этого не по силы. А может быть и умру от тоски - если откажусь от себя. Так мне кажется теперь это. Очень сожалею если вас слишком разочаровал. Я такой же - часто сам себя не понимаю.

Желаю Вам всего доброго, здоровья, удачи - Вам лично и Ваших самых близких людей тоже!

С уважением: Ваш друг Ангел

П.П. Простите за ошибки, падежи полностью запутал...

Търсете по книжарниците книгата на философа Ангел Грънчаров ЕРОТИКА И СВОБОДА (с подзаглавие Практическа психология на пола, секса и любовта), 8.00 лв., изд. ИЗТОК-ЗАПАД, 2007 г., разм. 20/14 см., мека подвързия, ISBN 978-954-321-332-0, 168 стр. Една книга, създадена с цел да облекчи разбирането от младите хора на най-значими за живота проблеми, по които сме длъжни да имаме цялата достижима яснота. Всеки трябва да достигне до своята лична истина, без която трудно се живее, без която животът ни се превръща в абсурд.   Книгата ЕРОТИКА И СВОБОДА е написана за тия, които живеят с духа на новото, на завърналия се при себе си човешки живот и на свободата.

Няма коментари:

Публикуване на коментар

Всички досега излезли книжки на списание ИДЕИ